Адаптация ребёнка в ясельной возрастной группе (от 2-3 лет) к детскому саду

Добрый день, уважаемые коллеги!
Игнатова Любовь Владимировна-  воспитатель
МБДОУ  «ЦРР ДС «Орлёнок»
Тема выступления: «Адаптация ребёнка в ясельной возрастной группе (от 2-3 лет) к детскому саду.
СЛАЙД       
 В последнее время в нашем саду, мы активно привлекаем родителей участвовать вместе с детьми, в жизни сада в любой возрастной группе, а в ясельной группе и в период адаптации.
Мы предлагаем педагогам детского сада использовать модель пошаговой адаптации, широко апробированную в международной практике и высоко оцененную экспертами в области дошкольного образования. Данная модель обеспечивает постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольную организацию.
2 СЛАЙД (цель модели)    СЛАЙД
Родители должны понимать, что они первоначально играют роль «Заботливой поддержки и надёжной опоры» для своего ребёнка.
Часто дети испытывают сильную психологическую нагрузку при переходе из семьи в ДО и с трудом с ней справляются без поддержки своих родителей. Основной целью адаптации является предоставление ребёнку возможности эмоционально комфортного освоения нового окружения и выстраивание привязанности к педагогу в сотрудничестве с родителями. Теперь педагог должен стать надёжной опорой для ребёнка. Как только это произойдёт, родители смогут сократить длительность своих визитов в ДО.
3 СЛАЙД   СЛАЙД
Пошаговая модель адаптации первоначально была разработана для ясельного возраста, а затем перенесена на все возрастные группы. Представленная модель- не рецепт для применения, а ориентировочная основа действий родителей и педагогов по адаптации ребёнка к детскому саду. Любое решение по длительности и ходу адаптации принимается, исходя из наблюдаемого поведения и самочувствия ребёнка.
4 СЛАЙД (начальная фаза)        СЛАЙД
На начальной фазе родитель не должен покидать групповое помещение и заставлять ребёнка отдаляться от себя. Он должен вести себя преимущественно пассивно, играть роль участвующего наблюдателя и представлять собой «Надёжную опору» для своего ребёнка. В первые три дня попытка расставания НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ!
5 СЛАЙД (первый день)
В первый день адаптации самым важным моментом является игровая ситуация.
Ребёнок должен освоиться с новым окружением, свободно проявляя при этом свою игровую и познавательную активность.
Педагог ведёт себя сдержанно, но реагирует на попытки контакта со стороны ребёнка (зрительный контакт, улыбки). Что бы ребёнок не падал духом и не замыкался, попытки контакта не следует игнорировать. Главная задача педагога состоит в том, чтобы наблюдать за своеобразием отношений между ребёнком и родителем. Эти знания помогут ему в последующие дни при установлении личного контакта.
Дружеские беседы педагога с родителем облегчают и ребёнку установление контакта, так как он в своей оценке ситуации ориентируется на поведение матери или отца. Педагог может попытаться вступить в контакт с ребёнком, предлагая ему короткие игры, или осторожно принять участие в его игре.
 (второй день)
Второй день так же начинается с игровой ситуации. Педагог продолжает осторожное сближение с ребёнком. Родитель помогает кормить ребёнка, выполнять уход за ним. Что бы ребёнок понял, что действия хорошо знакомые ему по дому, выполняют и в саду. Педагог, наблюдая, получает сведения об индивидуальных ритуалах, происходящих между родителем и ребёнком. В силу присутствия родителя ребёнок начинает связывать с этими действиями и педагога.
 (третий день)
Третий день проходит так же как второй. Повторение содержания и порядок действий, создаёт у ребёнка ощущение стабильности.
6 СЛАЙД (ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ)    СЛАЙД
В четвёртый день принимается предварительное решение о более коротком или более длительном сопровождении ребёнка родителем. Основой для решения является реакция ребёнка на первую попытку расставания. В тот момент, когда ребёнок занялся игрушками, родитель после короткого прощания покидает помещение, даже если ребёнок протестует.
Происходит первая попытка расставания.
7 СЛАЙД (реакция ребёнка)    СЛАЙД
В поведении ребёнка возможны следующие реакции:
1 вариант.   Ребёнок начинает плакать, хочет следовать за родителем, просится на руки. Возможно так же, что ребёнок вначале почти не реагирует, но через какое-то время без видимой причины начинает плакать. Ребёнок больше не играет, не даёт трогать себя и с собой заговорить. Когда он плачет он не даёт педагогу себя утешать. При такой манере поведения родитель, после того как педагог попытался успокоить ребёнка, должен снова вернуться в помещение.
2 вариант.   Ребёнок почти не реагирует на прощание с родителем, возможно, провожает его взглядом, а затем продолжает играть. Если ребёнок всё же начинает плакать, он быстро даёт себя успокоить педагогу. В таком случае, родитель возвращается в комнату через некоторое время.
8 СЛАЙД ( На фаза стабилизации при более коротком времени адаптации)   СЛАЙД
Ребёнок получает опыт коротких расставаний с родителем, при этом родитель, попрощавшись, расстаётся с ребёнком в тот момент, когда он с удовольствием играет.
Родитель находится поблизости, в любой момент доступный для ребёнка или педагога.
9 СЛАЙД (пятый день)    СЛАЙД
Пятый день совпадает с четвёртым, однако теперь уход за ребёнком осуществляет педагог самостоятельно. Родитель постоянно находится в зрительном контакте с ребёнком и может покидать групповое помещение на более длительное время. Если после периода адаптации предполагается его нахождение в саду в течение полного дня, можно попробовать уложить ребёнка спать, если он реагирует на расставание без стресса или с небольшим стрессом, но быстро даёт педагогу себя успокоить.
9 СЛАЙД (шестой день)
На шестой день если ребёнок даже в отсутствие родителя активно осваивает окружающую среду и в сложных ситуациях даёт себя успокоить педагогу, обращается к нему, значит присутствие родителей больше не требуется. Ребёнок достаточно уравновешен, спокоен, мероприятия по уходу могут проводиться на большем удалении от родителей.  Теперь педагог может взять на себя функцию «Надёжной опоры».
10 СЛАЙД (На фазе стабилизации при более длительном времени адаптации)   СЛАЙД
С 5 по 8-ой дни адаптации служат для построения отношений между ребёнком и педагогом. До 6 дня следует предпринять ещё одну попытку расставания с родителем.
Целью второй недели адаптации является полное осуществление ухода за ребёнком педагогом, подготовка ребёнка ко сну и постепенное увеличение времени отсутствия родителя в саду, вплоть до пребывания там ребёнка в течении половины дня.
На третьей недели дети остаются в группе без родителей, а уход полностью осуществляет педагог.
Если ребёнок даже после окончания третьей недели ещё не готов оставаться без родителя, необходимо выяснить возможные причины этого и найти иной подход к ребёнку, который устроил бы и родителей, и самого ребёнка.
11 СЛАЙД (заключительная фаза)   СЛАЙД
На заключительной фазе родители больше не остаются вместе с ребёнком, но они в любой момент доступны, поскольку новые отношения с педагогом недостаточно крепки и могут возникнуть сложности. Процесс адаптации, преодоление стресса и психологического дискомфорта рассматривается в настоящее время как активное достижение ребёнка, которое поддерживается совместной работой родителей и педагогов. Длительность адаптации зависит от поведения ребёнка и составляет в среднем от 1 до 3 недель.
12 СЛАЙД (организационные моменты)   СЛАЙД
Чтобы адаптация прошла успешно, важно правильно её организовать.
В период адаптации и непосредственно после него педагог не должен уходить в отпуск или надолго отлучаться из группы, кардинально менять свою внешность.
Так же для удобства родителям предоставляется помещение, для ожидания, когда они на некоторое время оставляют своих детей на попечение педагога, чтобы в случае необходимости вернуться к своему ребёнку.
Адаптация должна происходить в том помещении, где ребёнок впоследствии будет проводить большую часть времени (игровая в первую очередь), чтобы не перегружать детей слишком большим количеством новых впечатлений.
По возможности в течении недели в одной группе желательно проводить адаптацию только одного ребёнка. При отсутствии такой возможности можно сформировать разнесённый по времени график посещения детьми сада, который позволит педагогу уделить максимум внимания каждому вновь пришедшему ребёнку и его родителям.
13 СЛАЙД (рекомендации и предложения родителям)    СЛАЙД
В период адаптации следует учесть некоторые моменты. Нагрузки в течении первых дней пребывания в саду быстро приводят к утомлению ребёнка, поэтому при планировании режима дня в семье следует учитывать это обстоятельство.  Адаптация ребёнка протекает легче, если перед началом адаптации время сна и приёма пищи в семье согласуется с режимом дня в саду. Какие-либо перемены в семье, требуют от ребёнка дополнительных усилий по адаптации. Ребёнка следует забирать из сада в одно и тоже время, это облегчает ему привыкание к группе, так как он может выстраивать ожидания относительно ситуации, в которой он оказался. Для ребёнка пребывание в саду в течении полного дня, даже при самых благоприятных условиях, представляет собой высокую нагрузку в период интенсивного обучения и адаптации, поэтому в первые 4 недели родители оставляют своего малыша в саду на пол дня, без сна. В случае заболевания ребёнка фаза адаптации должна быть перенесена на тот момент, когда ребёнок вновь почувствует себя хорошо. Родители по возможности на время адаптации не должны планировать отъезд в отпуск, или выход на работу, чтобы быть свободными и в любое время доступными.
14 СЛАЙД (рекомендации и предложения родителям) СЛАЙД
Чтобы создать основу для будущих доверительных отношений между родителями и воспитателем, следует провести беседу.
Во время этого общения с родителями с родителями педагог с одной стороны информирует их о повседневной жизни в детском саду, с другой стороны, сам получает возможность ознакомиться с представлениями родителей и их ожиданиями, узнать об особенностях и предпочтениях ребёнка.
Как вариант «Анкета знакомства» (в которой вопросы, максимально интересующие педагога о ребёнке и родителях)
Первую попытку расставания или укладывание ребёнка спать желательно не проводить в понедельник, поскольку ребёнок должен привыкнуть к разнице между пребыванием дома и в саду.
Если по каким-либо причинам ответственный педагог не может установить доверительных отношений с ребёнком, в период адаптации, следует проверить не будет ли новая попытка с другим педагогом лучшей альтернативой для ребёнка.
15 СЛАЙД (стенды в картинках)   СЛАЙД
Для более лёгкой и быстрой адаптации детей, педагог доносит информацию до ребёнка в более доступной форме:
Стенды в картинках! Например, как это сделали мы,   СЛАЙД
стенд- распорядок дня по мере посещения,   СЛАЙД
стенд- погода,       СЛАЙД
стенд- настроение,       СЛАЙД
Это только некоторые возможные варианты оформления для стендов в картинках.    СЛАЙД
Предлагаем вашему вниманию: КАК ЭТО БЫЛО У НАС!  СЛАЙД
А закончить своё выступление, хотелось бы словами от души. СЛАЙД

И вот наступил он, заветный наш час.
Этап новый в жизни, свершился сейчас!
Как трудно и сложно, бывает порой
Расстаться нам с мамой и лаской её.
И разные встречи, и дни расставанья,
И новая тётя –с заботой, вниманьем.
Проходят минуты, часы, расстоянья.
Вот первая радость! Улыбка в сознанье.
И всё та же тётя,
Но очень похожа!
С заботой и сказкой,
На мамину ласку!                       Спасибо за внимание!

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

Доклад: 01-03-2021

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми           Важнейшей характеристикой личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми является уважение к личности каждого ребенка. Уважение к личности ребёнка отражает целостное отношение к нему взрослого и проявляется в конкретных действиях, обращениях и поступках педагога. Взрослые признают за ребенком право на собственные...

Подробнее »

Адаптация ребёнка в ясельной возрастной группе (от 2-3 лет) к детскому саду

Доклад: 18-06-2020

  Адаптация ребёнка в ясельной возрастной группе (от 2-3 лет) к детскому саду Добрый день, уважаемые коллеги! Игнатова Любовь Владимировна-  воспитатель МБДОУ  «ЦРР ДС «Орлёнок» Тема выступления: «Адаптация ребёнка в ясельной возрастной группе (от 2-3 лет) к детскому саду. СЛАЙД        В последнее время в...

Подробнее »

О безопасности по работе с родителями

Доклад: 10-05-2019

О безопасности по работе с родителями

Доклад «О безопасности по работе с родителями» Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы. На нашем собрании, мы хотим затронуть очень актуальную для всех нас тему и надеемся, что ни один из...

Подробнее »

Применение методической разработки

Доклад: 11-01-2019

Применение методической разработки

Применение методической разработки Тема моей методической  разработки: «Использование нетрадиционной техники    рисования  для формирования   индивидуальных, интеллектуальных  и  творческих способностей  дошкольников». Мы собрались вместе , и я хочу напомнить  вам о значении рисования  для детей, вспомнить об нетрадиционной  технике рисования, как одной из форм развития любознательности, фантазии и творчества у дошкольников. В...

Подробнее »

Совместная игровая деятельность родителей и детей дошкольного возраста

Доклад: 21-05-2018

Совместная игровая деятельность  родителей и  детей дошкольного возраста

Доклад по работе с родителями на тему: «Совместная игровая деятельность родителей и детей дошкольного возраста». Не  хочу и не умею играть с детьми. Нужно ли маме и папе играть с ребёнком? Ни для кого не  секрет, что маленькие дети очень любят играть в любые игры: в подвижные, настольные, логические и даже появившиеся относительно...

Подробнее »